Что читать детям о войне? Вопрос, интересующий чаще всего родителей. Что могут предложить родители для чтения своим детям? У родителей наготове только небольшой "стандартный" набор книг, в основном тех, что были прочитаны в детстве ими самими. Никаких упоминаний о новых книгах, написанных в последующие годы, к сожалению, нет.
Зайдите сейчас в любой рядовой книжный магазин, подойдите к детской полке. Много вы найдете там книг о войне? А всевозможных книг о проведении "досуга" для детей?

Вот такие вопросы... Разные ответы... Я уверена, и у вас на этот счет свой ответ... Почитайте ответы  и мнения форумчан, где я провожу больше времени, чем за чтением книги...(К.Г.)

Материал из ФОРУМа  библиотеки ШГПИ

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед», Санкт-Петербург

«Василий Теркин»: о войне с юмором 

«Василий Теркин» Александра Твардовского – прекрасное по содержанию и певучести произведение о войне. Это одна из моих любимых книг, она не типичная среди военного ряда: написана в стихотворной форме. На мой взгляд, даже к самым тяжелым ситуациям в жизни надо относиться с определенной долей юмора, смотреть на все с оптимизмом…
Оригинальность, чувство юмора в разговоре о серьезных вещах, высокая образность произведения – это основные критерии, по которым «Василия Теркина» можно перечитывать с удовольствием: и взрослым, и детям. 

Андрей Сигле, кинокомпозитор, кинопродюсер, Санкт-Петербург

Самые высшие образцы 

«Летят журавли» – потрясающий фильм о войне. Он создан в советское время, в то, из которого все мы вышли. Тогда о вопросах общехристианской морали никто не думал, по-другому все называлось. А сейчас пытаться перегрузить народное сознание с одной идеологической телеги на другую, мне кажется, не стоит. 
Еще «Блокадная книга» Гранина. Можно называть такие произведения пропагандой, как угодно, но это великие вещи! … 

Александр Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий, профессор, Москва

Учебник жизни на войне 

Какое произведение я бы посоветовал своему ребенку? Это зависит от его возраста. Десяти- и семнадцатилетним я бы посоветовал фильм «Завтра была война». Скорее даже, для начала – повесть, а уж после – фильм. Еще – эпопея «Освобождение», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»... 

Екатерина Градова, актриса, Москва

Лица детей были мокрыми от слез… 

Главное событие только что ушедшего в память двадцатого века – Вторая мировая война. Наши дети, к сожалению, воспитаны в конформизме, очень мало слышат, видят и знают о той войне, о цене победы. 
В рамках киноклуба православного детского Движения «Идем дорогой жизни», благословленного Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мы показывали детям седьмых-одиннадцатых классов и обсуждали с ними фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976). Фильм этот – о восхождении человека на высоты собственного духа. Сценарий был написан по философской повести Василя Быкова «Сотников»…
Еще один фильм о войне, который, как мне кажется, нужно показывать детям – «Я – русский солдат» (1995). Это тоже фильм «напряженной духовности». 

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, Москва

Живая связь времен 

Я думаю, все дети должны читать произведения Василя Быкова, посвященные войне, такие, как «Пойти и не вернуться»… Мне кажется, все талантливые советские писатели, сами прошедшие войну и писавшие о ней, в той или иной степени отражали христианские намерения героев: самопожертвование, готовность идти к победе до самого конца. 
Очевидцы войны уходят, да и им не всегда удается передать тот надрыв, который могут воссоздать в своих произведениях по-настоящему хорошие писатели. Книги дают нам надежду, что живая связь времен не прервется. 

О Великой Отечественной войне написано много книг. И для каждого возраста свои книги о войне!
Обязательно прочитала бы сыну те из них, которые произвели на меня неизгладимое впечатление.
Пока мой сын младший школьник, и конечно ему еще рано читать "В списках не значился" Бориса Васильева или рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Но он подрастет и обязательно возьмет эти книги в руки!
А сейчас, скорее всего, для него будут интересны книги о его сверстниках, о детях войны: 
 

  • "Сын полка" Валентина Катаева - книга из моего детства, книга о мальчике-сироте Ване Солнцеве, которого в фашистском тылу подобрали военные разведчики и "усыновили". 
    "Девочка из города" Любови Воронковой - о жизни в глубоком тылу, о беженцах, о детях, помогающих взрослым в меру своих сил, об ожидании Победы.
    И конечно "Дневник Тани Савичевой" - трагическая летопись семьи блокадного Ленинграда.

Недавно начали читать с ребенком книгу В.Д. Успенского "Зоя Космодемьянская" (Малая серия "Жизнь замечательных людей"). Она сама решила прочитать её. Я одобрила выбор. Книга действительно интересная, в детстве она произвела на меня хорошее впечатление. Это повесть о короткой, но яркой жизни юной партизанки-разведчицы отряда молодых добровольцев, действовавшего в Подмосковье в самые трудные дни Великой Отечественной войны - Зои Космодемьянской, шагнувшей со школьной парты на фронт, о её боевых друзьях, о брате Александре, об их старших товарищах.
После каждого прочтения главы книги, моя дочь рассказывает мне что ей понравилось, её чувства. Надеюсь эта книга о Великой Отечественной войне не станет последней в её жизни и она прочтет ещё много хороших произведений.

Долгих четыре года, 1418 дней и ночей, длилась война. И вот спустя десятилетия наше военно-патриотическое воспитание так и строится: от юбилея к юбилею, от 22 июня к 9 Мая... По вехам войны.
Говорить о войне непросто. Совсем непросто... Кто ж спорит...

Что читать детям о войне? Вопрос, интересующий чаще всего родителей. Что могут предложить родители для чтения своим детям? У родителей наготове только небольшой "стандартный" набор книг, в основном тех, что были прочитаны в детстве ими самими. Никаких упоминаний о новых книгах, написанных в последующие годы, к сожалению, нет.
Зайдите сейчас в любой рядовой книжный магазин, подойдите к детской полке. Много вы найдете там книг о войне? А всевозможных книг о проведении "досуга" для детей?

Почему же так происходит? Судя по всему, в последнее десятилетие российское общество переживает переломный момент, когда потрясающее событиями прошлое, которое для нас, взрослых, еще кажется таким недавним, для детей уже уходит в ту туманную даль... И здесь, возможно, кроется самое болезненное и сложное. А нужно ли вообще "нагружать" детей войной, которая уже не является для них чем-то вроде прожитого лично, связанного с личными впечатлениями от окружающей их жизни, ситуаций?

"Нельзя заставлять, нельзя требовать от детей штудировать книги о войне в обязательном порядке. Тема эта непростая, и лучшее, что может тут сделать взрослый, - деликатно подсказать, что прочитать о войне. Но - никак не требовать этого чтения".


Есть разные способы развить разум и душевные потребности ребенка. Но не всякая книга научит маленького читателя отличать добро от зла.

"Война показывает нам отчетливо, ярко и добро, и зло человека... Обнажает человеческую жестокость и подлость. И рядом с этим та же война показывает нам и высокий образ человека в самом лучшем, высоком значении этого слова".
Е. А. Елачич.


Я не утверждаю, что только военные книги смогут привить детям ясный взгляд на вещи. Каждому человеку нужен собственный эмоциональный опыт. Нужен именно опыт переживаний, опыт чувств, причем разных - как положительных, так и отрицательных.
Поэтому не нужно настаивать на обязательном чтении детьми "военных" книг, нужно вызывать интерес у детей, подсказывать, на что обратить внимание, рекомендовать книги.

СТАРЫЕ КНИГИ О ВОЙНЕ
Эти книги написаны сорок, пятьдесят, шестьдесят лет назад…
Все их авторы прошли войну рядовыми или офицерами на передовой и были тогда очень молодыми людьми.
Я не читала ни одной из этих книг, но слышала о них в школьные годы. И сейчас, когда становишься старше, больше понимаешь и больше хочется узнать о истории своей страны, о людях, переживших Великую Отечественную войну. Я думаю эти книги будут интересны подросткам и молодежи.

Балтер Б.И. До свидания, мальчики!
Повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!» вообще не рассказывает про войну. Она рассказывает о трёх друзьях, которые живут в южном приморском городе, кончают школу, влюбляются, ссорятся и мирятся с родителями, непрерывно спорят друг с другом и, в конце концов, уезжают в Ленинград — учиться...
«Прямое» содержание повести Балтера — счастливая память юности. Как будто и не память даже, а просто захлёбывающийся от полноты чувств рассказ о молодой жизни, которая расцветает. У этого расцвета даже есть кульминация — любовь по имени Инка...
Ещё короче и уже ближе к концу повести — про друзей. «Витьку убили под Ново-Ржевом восьмого июля тысяча девятьсот сорок первого года: батальон, которым он командовал, вышел из контратаки без своего командира. А Сашку арестовали в тысяча девятьсот пятьдесят втором году...»...
Эта книга была и всегда будет достойна внимания молодых людей, потому что в ней нет трёх ужасных вещей: страха, злобы и обиды...

Воробьёв К.Д. Убиты под Москвой.
«Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт».
Это первая строка повести Константина Воробьёва «Убиты под Москвой»... Речь идёт о том, как встречаются впервые война и человек. Определяя жанр этого произведения, вместо нейтрального термина «повесть» нужно было бы написать «прививка от иллюзий».
Читатель может не рассчитывать на снисхождение. Ноябрь, холодно, над полями стоит голубовато-призрачная мгла, которая не рассеивается и пахнет дымом, потому что всюду вокруг горят «населённые пункты». И в этой мгле с людьми происходят перемены, которые невозможно было вообразить всего несколько дней назад...
Читатель услышит звук выстрела, которым покончит с собой капитан Рюмин — наставник, кумир и образец для подражания мальчишек-курсантов...
Ноябрь 1941-го — это совсем не май 1945-го. Но повесть Воробьёва «Убиты под Москвой» — всё равно книга о победе.

Казакевич Э.Г. Звезда.
Повесть Эммануила Казакевича «Звезда» появилась значительно раньше всех других здесь упомянутых. Она была написана в 1946 году. И это совершенно удивительно, потому что у книги Казакевича есть черта, очень редко встречающаяся в рассказах о войне.
Сюжет известен хотя бы потому, что совсем недавно по экранам кинотеатров и телевизоров прошёл очень молодой современный фильм, воспроизводящий события. Фильм искренний, динамичный и взволнованный...
Эммануил Казакевич сумел как бы подняться над временем и сразу встать в строй отечественной литературной классики...
Он не вспоминал, «как это было». Он понимал и рассказывал нам о самой природе происходящего, о том, как на этой войне только и могло быть...

Богомолов В.О. Иван.
Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения в силу нескольких очень разных причин.
Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть малолетнего Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века...
У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского...
Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.

Носов Е.И. Красное вино победы.
Главного героя в рассказе Евгения Носова «Красное вино победы» тоже зовут Иван. Но автор произносит это имя только на самой последней странице, и звучит оно — как символ. А весь рассказ — как притча, где каждый образ, каждый эпизод, чуть ли не каждое слово несёт на себе непомерный груз.
Весна 1945 года. Госпиталь. Палата для тяжёлых...
Самый тяжёлый раненый Копёшкин, которого, кажется, зовут Иван (никто толком не знает), не успевает выпить вина, потому что умирает. Уходит совсем тихо, даже не слышно, в какую минуту...
Отнюдь не каждая книга про войну — это книга про народ. Но Евгений Носов написал именно такой рассказ.

Астафьев В.П. Где-то гремит война.
В рассказе Виктора Астафьева «Где-то гремит война» войны опять нет. Она далеко. Есть зима и Сибирь. Мальчишке из школы фэзэо (фабрично-заводского обучения) нужно пройти десятка два километров от железнодорожной станции Енисей до деревни, до тётки Августы, которая прислала слёзное письмо с просьбой её навестить. Парень идёт, едва не погибает в дороге, замерзая, доходит, узнаёт, что Августе пришла похоронка на мужа, помогает, как может, по хозяйству и, пробыв несколько дней, собирается в обратный путь...
Даже среди других очень знаменитых и уже классических произведений писателя эта совсем короткая повесть, написанная через двадцать лет после войны, стоит отдельно — очень высоко.
Можно даже понять — почему.
Потому что Виктор Астафьев знает ответ на вопрос: как человеку спастись.
Ведь в этой книжке происходит нечто совершенно несусветное, нечеловеческое: мы узнаём в конце, что похоронка — фальшивая... 

Автор статьи: Ирина Линкова

СТАРЫЕ КНИГИ О ВОЙНЕ.

Не читала ни одного произведения, о котором написано. Даже как-то стыдно. Но смотрела фильм по произведению Э. Г. Казакевича "Звезда". Пересматривала его несколько раз, а смотреть все равно хочется снова и снова.

С произведением "Убиты под Москвой" К. Д. Воробьева не знакома, но читала его произведение "Это мы, Господи!" Эта повесть из одного цикла произведений о войне, как бы в продолжение повестей "Убиты под Москвой" и "Крик".
Очень тяжелое произведение. Война... Это страшно... Правда о войне просто шокирует. Как смогли выжить люди, прошедшие через все ужасы плена, фашистского концлагеря, участвовавшие в боях под Москвой зимой 1941 года? Просто поражаешься. Мы слышали и знаем о войне много, но нам не осознать до конца, что такое ВОЙНА.
Советую прочитать это произведение. Я думаю, что оно будет интересно детям среднего возраста, молодежи и взрослым.

К. Д. Воробьев "Это мы, Господи!"
Жизнь на войне заставила по-иному взглянуть на людей, на свое отношение к ним. Не злоба, жестокость и подозрительность, а человечность, доверие, взаимовыручка и, если надо, жертвование собой ради таких же, как ты, — вот в чем основа отношений между людьми. Вот что дает человеку право чувствовать, быть, называть себя человеком.
К этому пришел, это понял и это принял герой Воробьева.
Главный герой повести К. Воробьева “Это мы, Господи!..” — двадцатитрехлетний лейтенант Сергей — проходит все тяжести и испытания войны. Три года тяжких мытарств — из лагеря в лагерь, из плена в плен — таковы молодые годы Сергея. В жестких, суровых, нечеловеческих условиях закаляется молодость героя. Война! Чего же можно ожидать человеческого?
И не дай нам, Господи, когда-либо оказаться в водовороте военных действий, попасть в омут смерти...

ремя идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне.
Детям необходимо рассказывать о подвигах и славе наших предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.
Только рассказывать надо так, чтобы дети заинтересовались, прочувствовали, поняли. А поможет в этом, конечно же, художественная литература. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа.

Я бы рекомендовала детям прочитать:

Изображение
В повести "Четвёртая высота" Елена Ильина рассказывает о жизни Гули Королёвой - героини Великой Отечественной войны.

Изображение
Широко известная повесть о судьбе крестьянского мальчика Вани Солнцева, осиротевшего в годы Великой Отечественной войны и ставшего сыном полка. 

Изображение
Широко известные повести о Великой Отечественной войне.

Изображение
Так здорово играть с друзьями в футбол или пойти на рыбалку. А если грянет война? Вот у героя этой книги его веселый, добрый и вообще самый лучший папа на свете погибает на Великой Отечественной войне… Но надо найти в себе силы стать взрослым.

Изображение
Широко известная повесть о Герое Советского Союза летчике Алексее Маресьеве. 

Изображение
Написать о войне так, чтобы за строками книги не слышны были свист пуль, грохот снарядов, пулеметные очереди, крики боли и отчаяния.
Написать тихо, но ясно и мощно, написать с неподдельной и неразделенной скорбью, написать всю правду, которой - сам свидетель. Военная проза Евгения Носова, по словам А.Солженицына, "с горькой горечью всколыхивает... то, что больно и сегодня...".
В книгу вошли лучшие произведения писателя о войне: "Усвятские шлемоносцы", "Красное вино победы", "Хутор Белоглин", "Синее перо Ватолина" и др.

Изображение
В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил он в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги... Погиб Леня Голяков в одном из сражений с гитлеровцами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Изображение
В ряду художественной и документальной прозы о Великой Отечественной войне эта книга представляется несколько необычной: она соединяет то, что не принято публиковать вместе - подлинный документ, дневник фронтовика и простые рассказы мальчишки военного времени, написанные спустя десятилетия после Победы, когда этот мальчишка стал известным писателем. Публикуемый текст, как диалог через время - сменяющие друг друга голоса отца и сына дополняют друг друга, создают единый образ и позволяют услышать и увидеть что-то новое в панораме далеких героических лет.

Изображение
В годы Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены медалями и орденами посмертно. О некоторых из них, чьи имена донесла до нас история, написаны эти рассказы.

Изображение
В новую книгу известного советского писателя В. Каверина вошли роман "Наука расставания" и повесть "Загадка".
В романе рассказывается история военного корреспондента на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны.

Детям о Великой Отечественной войне

Детям о Великой Отечественной войне [Текст] : рассказы / сост.: Н. В. Башилова, И. А. Калетинкина, А. Н. Ухина. - М. : Легумбур, 2014. - 6 с. : цв.ил. - (Для чтения взрослыми детям).

Авторы-составители: Башилова Н.В., Калетинкина И.А, Ухина А.Н. Художники: Заикина М.А., Дурасова Л.А. 

Аннотация к книге "Детям о Великой Отечественной Войне"
Мы сделали эту книгу о великой трагедии и великом подвиге нашего народа для детей, к которым в детский сад, к сожалению, уже не придут с рассказами ветераны, а также для тех, у кого еще нет уроков истории в школе. Надеемся, что эта книга поможет вам рассказать ребенку о том, что это за праздник - 9 Мая, и как прадедушки и прабабушки воевали и умирали за Родину. Издание подготовлено при участии и содействии Центрального музея Великой Отечественной войны.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Арсеньев, С. В. Ленка-пенка [Текст] /Сергей Владимирович Арсеньев. – Самиздат, 2012. - 51 с.

Она не ходила в атаки. Она не стреляла во врагов. Она не добывала с риском для жизни разведданные. Она не минировала мосты. Она даже не работала. Она вообще ничего не делала. Только сидела в тылу и ждала, пока другие всё сделают за неё. Чтобы победить, ей достаточно было выжить. Выжить в тылу, не на фронте. Всего лишь выжить. Это ведь так просто, верно? Верно?..

Детство.. Как же прекрасно это время. Беззаботное, веселое, солнечное время. Словно яркий воздушный шарик. Легкий, красочный.
Война. Сколько боли в этих пяти буквах. Страх, ненависть, боль, смерть. Как будто острая стрела, со множеством не щадящих никого на своем пути шипов. И эта стрела способна ранить все и всех, иногда не просто ранить, а даже убить. И что ей стоит справиться с легким воздушным шариком? Одно прикосновение и БАХ! Нет больше никакого шарика. Он разлетелся на мелкие кусочки.

Сколько покалеченных судеб, жизней унесла с собой война. У скольких ребят она отняла детство? У рыжеволосой девочки Лены отняла, у мальчика-забияки Сашки отняла, у Бори, Верки.. Они жили спокойно, ходили в зоосад с родителями, играли на улице. Они считали "..что целая буханка на троих - это вполне достаточно. Даже много." И не понимали зачем запасаться спичками или крупами, когда в магазинах они в избытке?! А когда пришла война, ценным стало все. Каждая крошечка на счету!

"Также съедобными являются корешки некоторых книг. Если их вымочить, провернуть через мясорубку, слепить котлетки и поджарить. Да, а жарить, оказывается, можно на олифе. Можно кушать кожаные вещи, если они сделаны из сыромятной кожи. Портфели, ботинки, ремни и прочее. Их следует долго-долго варить и тогда из них вываривается студень."


Читатя книгу, вместе с Леной, маленькой девочкой, переживаешь недосыпания от постоянной воздушной тревоги, испытываешь чувство голода, бродишь по улицам Ленинграда, где повсюду можно было увидеть множество трупов, которые не хоронили, а просто увозили на грузовиках, поставив плотно стоя. 
Она сильная! Сильная духом, верой в светлое будущее, в Победу! Она не сдается!

Веркин, Э. Н. Облачный полк [Текст]: повесть: [16+] /Эдуард Веркин. – Москва : КомпасГид, 2014. - 296 с.
 

Сегодня писать о войне - о той самой, Великой Отечественной, - сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи...
Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.
Перед глазами предстанут они: по пояс в грязи и снегу, партизаны конвоируют перепуганных полицаев, выменивают у немцев гранаты за знаменитую лендли-зовскую тушенку, отчаянно хотят отогреться и наесться. Вот Димка, потерявший семью в первые дни войны, взявший в руки оружие и мечтающий открыть наконец счет убитым фрицам. Вот и дерзкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, болтун и боец от бога, боящийся всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины. А тут Ковалец, заботливо приглаживающий волосы франтовской расческой, но смелый и отчаянный воин. Или Шурик по кличке Щурый, мечтающий получить наконец свой первый пистолет...
Двадцатый век закрыл свои двери, унеся с собой миллионы жизней, которые унесли миллионы войн. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк.
"Облачный полк" - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.

Для детей старшего школьного возраста.
***
«Детская книга войны. Дневники 1941-1945»
Еженедельник «Аргументы и Факты» выпустил к 70-летию Великой Победы «Детскую книгу войны. Дневники 1941-1945».
В одном томе впервые собраны все дневники детей войны, которые удалось обнаружить журналистам «АиФ» - у потомков, бережно хранящих эти семейные реликвии, в архивах страны и у самих авторов. Всего в книгу вошло 35 дневников, более половины из которых публикуются впервые. Каждая строчка - страшные и честные свидетельства того, через что пришлось миллионам маленьких жителей великой страны.

Примечательно, что это не воспоминания взрослых людей, а редкий и живой жанр дневника ребёнка, как и известный всему миру дневник Анны Франк. Авторам было от 9 до 17 лет, когла они писали эти скорбные строки в гетто и концлагерях, на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в тылу, в Германии.

Также в книге опубликованы детские фотографии почти всех авторов дневников и документальные кадры тех дней. Журналисты «АиФ» проследили судьбу почти каждого из 35 героев этой книги - выжили ли они в той войне, и если да, как сложилась их дальнейшая судьба. Те, кто жив до сих пор, сегодняшние, постаревшие, но ничего не забывшие, тоже говорят с читателем со страниц этой книги. А со вступительными словами к книге выступили писатель Даниил Гранин и художник Илья Глазунов, сами пережившие блокаду и всю войну.

Книга не является коммерческим проектом - она создана ради памяти о детях войны и сохранения найденных журналистами «АиФ» рукописей.
передана во все крупнейшие библиотеки и архивы России, в штаб-квартиру ООН, в Центр Симона Визенталя в Иерусалиме, в Музей Анны Франк в Амстердаме, в музеи Бухенвальда, Дахау, Освенцима, в штаб-квартиру ЮНИСЕФ и другие.

В электронном виде книга доступна по адресу: «Детская книга войны. Дневники 1941-1945».
***
Пономаренко, Е. Опаленное детство [Текст]: сборник рассказов /Е.Пономаренко. - Караганда, 2012. - 109 с.

Елена Пономаренко, детский писатель,
лауреат конкурса «Золотоая строка-2010».
Сборник рассказов лауреата премии «Золотая строка 2010», детского писателя Пономаренко Елены посвящён детям, пережившим войну, перестрадавшим её. Нет ничего священнее для нас, как память о былой войне. О переживаниях маленьких детей, о подростках во время войны, о потерях и испытаниях, которым они подверглись рассказывается в этой книге. Основной нитью произведения проходит раскрытие характеров героев, желание помочь, своими действиями доказать способность бороться против врага, немецких оккупантов.

Сборник рассказов – это не вымысел, все рассказы записаны со слов конкретных свидетелей. Адресована подросткам, молодому читателю.


Читать книгу в электронном виде: «Опаленное детство».

***

Книги Анатолия Митяева о Великой Отечественной войне

За свою жизнь Анатолий Васильевич Митяев написал множество книг для детей и подростков. Не одно поколение мальчишек выросло на его рассказах и исторических повествованиях. Среди его произведений - сказки, рассказы военной тематики и исторические повести.
Многие его произведения о войне написаны по собственным воспоминаниям - семнадцатилетним мальчишкой Митяев ушел на фронт добровольцем и всю войну прослужил рядовым минометной бригады. 

Вся жизнь его была опалена войною, и он всю жизнь воевал против неё. Он думал, что дети должны знать о ней всё, чтобы быть сильными, умелыми, и чтобы никакой враг не сунулся к нам. Он думал, что погибнет в окопах, но ему был отпущено много лет. Его не стало в апреле 2008 года. И весь свой послевоенный век он работал на будущее - писал военные книжки для детей и подростков.

Увиденное и пережитое писатель собрал в книгу «Шестой неполный», напечатанную в возглавляемом им журнале «Мурзилка». А две других его книги - «Книга будущих командиров» и «Книга будущих адмиралов» стали настоящими путеводителями для ребят, которые мечтают о военной славе.
Сам писатель больше всего отмечал книги «Тысяча четыреста восемнадцать дней: Герои и битвы Великой Отечественной войны», «Шестой-неполный», «Подвиг солдата», «Книга будущих командиров», «Ветры Куликова поля», «Рассказы о русском флоте», «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

Митяев, А.В. Землянка [Текст] / А. В. Митяев. - Москва : Детская литература, 2015. - 16 с.
В книжку вошли рассказы о суровых буднях наших солдат во время Великой Отечественной войны: "Землянка", "Мешок овсянки", "Ракетные снаряды".
Для младшего школьного возраста. 

Митяев, А.В. Письмо с фронта [Текст] : Рассказы о Великой Отечественной войне / А. В. Митяев. - Москва : Белый город, 2015. - 144 с. : ил.
Книга “Письмо с фронта” Митяева Анатолия Васильевича – сборник рассказов о Великой Отечественной войне. В книгу вошли рассказы о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Мы вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают нас к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями.


Митяев, А.В. Шестой-неполный [Текст] : рассказы / А. В. Митяев; ил. В. Юдин. - М. : Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. (Честь и отвага). 
В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны. 

Митяев, А.В. Подвиг солдата [Текст] : рассказы о Великой Отечественной войне / А. В. Митяев ; худож. В. Гальдяев. - Москва : Речь, 2015. - 112 с. : ил. - (Вот как это было).
 
Дорогой друг!
Я расскажу тебе о войне с фашистами. Расскажу совсем немного — шесть случаев из жизни солдат на фронте. Случаи эти — только капли в бескрайнем море солдатских подвигов, ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой ратный труд в победу.
Великая Отечественная войны началась летом 1941 года, кончилась весной 1945 года. За это время скворцы четыре раза улетали от нас в тёплые каря и четыре раза возвращались к родным скворечникам. Ребятишки, поступившие в первый класс в первом военном году, к концу войны заканчивали начальную школу. И всё долгое-долгое это время не утихали кровопролитные бои, жестокие сражения. Враг был сильный. Ему удалось далеко пройти на нашу землю. Нужна была величайшая храбрость, нужно было воинское умение и нужен был самоотверженный труд, чтобы выбросить захватчиков из пределов Родины и окончательно добить их на их же земле.
Мы все — и взрослые, и дети — в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем можно оплатить этот долг? На такой вопрос есть лишь один ответ — любовью к Родине, готовностью защищать её от любого врага, постоянным трудом на пользу Родины. Ты, мой маленький друг, знай это и расти честным, трудолюбивым, смелым человеком, достойным своей страны.
Подробнее
Вверх

Вниз