СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 52 - МИХАИЛ САВИЦКИЙ. КАРТИНЫ О ВОЙНЕ.)

 

Четверг, 23 Апреля 2015 г. 17:26 + в цитатник 

Картины белорусского художника Михаила Савицкого на тему войны я неоднократно использовал в подборках на военную тему. Но поскольку решил рассказать вам об этом художнике, представлю их еще раз в этом материале.

Тема войны

Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) был плодовитый и многогранный художник, за более чем полувека творческой деятельности он создал 200 картин. Известность и славу художнику принесли, конечно же, работы на военную тематику. 


Михаил Савицкий в своей мастерской.

Искусствоведы пишут, что «обладая блестящей зрительной памятью, Савицкий почти не делал предварительных эскизов. Мастер начинал писать лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью отшлифовывался в его воображении».

Спустя несколько лет после возвращения в Минск из Москвы, Михаил Савицкий пишет в 1963 году картину «Партизаны», отобразив в ей яркие стилистические черты так называемого «сурового стиля».


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизаны. 1963 г.

А через четыре года художник начинает работать над циклом «Героическая Белоруссия». Самой яркой картиной этого цикла стала «Партизанская мадонна» (1967). 


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизанская Мадонна. 1967 г.

Работу художник представил на Всесоюзной выставке 1967 года, и вскоре она была куплена Третьяковской галереей. Искусствоведы написали, что «картина наиболее полно воплотила философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода». «Партизанская мадонна» экспонировалась на международных выставках в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии и Монголии. Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал еще один вариант этой картины, назвав ее «Партизанская мадонна (Минская)».


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизанская Мадонна (Минская). 1978 г.

Написанное вслед за «Партизанской мадонной» полотно «Витебские ворота» (1967) решается почти как настенная роспись. Еще одна цитата искусствоведов: «Драматизм лучших полотен Савицкого рождается, как правило, в столкновении уродливого, страшного, жестокого с идеальным началом, заключающим в себе моральную и эстетическую ценность образа». 


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Витебские ворота. 1967 г.

Вера в возмездие и готовность к жертве воплощены в лицах и фигурах героев картины «Казнь» (второе название «Наказание смертью», 1968), стоящих перед виселицей в ожидании казни. Глядя на эту картину, невольно вспоминается фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» с замечательными актерскими работами Бориса Плотникова, Владимира Гостюхина и Людмилы Поляковой.


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Казнь (Наказание смертью). 1968-69 гг.

Героям и жертвам Великой Отечественной войны посвящены картины «Легенда о батьке Минае», «В партизаны», «Дети войны», «Убийство семьи партизана», два варианта полотна «Комсомольцы». 


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) В партизаны. 1969 г.


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Дети войны.


Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Убийство семьи партизана.



Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Комсомольцы. Музей истории ВОВ Республики Беларусь



Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Комсомольцы. Музей истории Великой Отечественной войны РБ
Известны также картины Савицкого, написанные в 1970-е годы: «Беженцы», «Клятва», «Ветераны». В 1972 году художник создал серию настенных росписей для музея Великой Отечественной войны в Минске. В этом же году написал сцену неравного боя в картине «Поле» (1972-73), а два года спустя – «Плач по погибшим героям» (1974). Десять лет спустя военную тему пополнил триптих «Агрессия» (1984), проникнутый антифашистским пафосом и эмоционально повторяющий цикл «Цифры на сердце».



Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Поле. 1973 г.



Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Переход словаков к партизанам.



Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Клятва.

Послесловие

Чтобы у вас сложилось полное представление о творчестве белорусского мэтра живописи Михаила Савицкого, отмечу, что военная тема была, конечно, ведущей, но не единственной в его живописи. Художник посвящал картины истории белорусской культуры – «Сейбиты» (1972) и цикл для музея Янки Купалы в Минске, писал сцены крестьянского труда и труда рабочих: «Честь долгу» (1958), «Соцобязательство» (1960), «Хлеб» (1962), «Стелют лен» и «Льноводы» (1962), «Урожай» (1966-1967), «В поле (Пора сева озимых)» (1971).
Буквально через год после аварии на Чернобыльской АЭС Савицкий начал работу над серией «Черная быль», над которой трудился пять лет (1987-1992). В серию вошли картины «Эвакуация», «Зрячий», «Крест надежды», «Покинутые», «Доля», «Реквием», «Чернобыльская мадонна», отражающие события жизни людей после аварии и тяжелый путь преодоления последствий этой катастрофы. За эту серию художник был награжден Золотой медалью Академии художеств БССР, а к 20-летию Чернобыльской аварии выставка «Черная быль» прошла в Национальном художественном музее. 
В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес инсульт, но до последнего каждый день работал в своей холодной мастерской в фирменных для него валенках и свитере под горло. Буквально за полгода до смерти в Музее истории города Минска прошла персональная выставка художника под названием «Художник. Гражданин. Герой».



Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) Годовщина невозрожденной деревни 1984 г.



Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Шинель отца. 1991 г.

Скончался Михаил Андреевич Савицкий 8 ноября 2010 года в возрасте 88 лет и был похоронен на Восточном кладбище Минска.



Могила М.А.Савицкого

Его картины находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальной художественной галереи Софии, фондах белорусского Союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении «Центральный Дом художника», Третьяковской галерее в Москве.
О Савицком снят документальный фильм «Опаленная память», в сентябре 2012 года в Минске была открыта художественная галерея Михаила Савицкого, где собраны многие его картины, а на доме, где он жил, установлена мемориальная табличка.
Современные историки искусства пишут о том, что художник был неоднозначной, сложной и противоречивой личностью, как в творчестве, так и во взглядах и в общении. Часто его называют конформистом и даже антисемитом, вспоминая давнишний скандал с картиной серии «Цифры на сердце». Но практически все историки соглашаются с тем, что Михаил Савицкий замечательный живописец, педагог и общественный деятель, и его творчество – яркая страница национальной культуры Беларуси в ХХ веке.

Источники – Википедия, сайты 123456.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Подробнее