В 2011 году народ Республики Татарстан отмечал большой праздник – 105 летие со дня рождения Мусы Джалиля. Эта литературно-музыкальная композиция – утверждение бессмертия творчества великого поэта – патриота.

Оборудование: Портрет поэта М. Джалиля с надписью "Муса Джалиль, 1906-1944”; плакат со словами из его стихотворения.

"Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю”.
Муса Джалиль.

Плакат с цитатой С. Вургуна: "Велик народ, который дал такого поэта, как Муса Джалиль”; выставка – витрина из его произведений; эпизод сельского дома; предметы военного времени, характерные для поля боя.

Открывается занавес. С двух сторон на сцену выходят ведущие. В это время звучат аккорды к песне "Мои песни” (слова М. Джалиля , музыка С. Сайдашева).

 

1 ведущий:

- Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя, любимые ученики! В 2011 году в Республике Татарстан отмечался большой праздник, посвященный 105-летию со дня рождения Мусы Джалиля – любимого сына татарского народа, Героя Советского Союза, Лауреата Ленинской премии. Данное мероприятие утверждает бессмертие творчества великого поэта.

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенила в народе, 
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
("Мои песни”).

2 ведущий:

"Моя жизнь была одной грустной песней”, - говорит поэт. А для нас имя его стало песней, прозвучавшей на весь мир. Народ был потрясен, прочитав его стихотворения, созданные в плену, перед казнью.

Жить бесполезно – лучше уж не жить:
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк
Свети как человек, а не светляк. 
("Один совет”).

1 ведущий:

- Да, стихотворения, песни Мусы Джалиля бессмертны! Его слова светят маяком и проходят сквозь поколения.

Звучит песня "Деревенская мелодия”.

 

2 ведущий

- Истоки творческого пути Мусы Джалиля начинаются в его родной деревне Мустафа. Он родился 15 февраля 1906 года в этой деревне Оренбургской губернии. Муса был низкорослый, черноволосый, кареглазый, очень шустрый мальчик. Несмотря на бедную жизнь, отец его, дядя Мустафа, старался дать своим детям образование. С шести лет Муса начинает учиться в деревенском медресе, проявляет себя умным и смекалистым учеником.

 

1 ведущий:

- С 13 лет Муса Джалиль начинает писать стихотворения. Его жизнь и творчество связаны с детьми. Он любил веселых, озорных, дисциплинированных, старательных и трудолюбивых детей. И сам в детстве был таким. Он создал для детского чтения стихотворения, песни, подвижно - игровые песни, пьесы. А теперь давайте послушаем его стихотворения, написанные для детей.

На сцену выходят чтецы, звучат стихотворения:

1. "Часы”;
2. "Мой пес”;
3. "Вороватый котенок”;
4. "Сосед”;
5. "Юные друзья”;
6. "Звезды”.

После этого проводится песенно-подвижная игра "Покажи-ка, малыш”.

Стихотворение "Заяц” рассказывается и проигрывается.

 

2 ведущий:

- Деревня Мустафы была расположена на живописном берегу реки Нит. Маленькому Мусе казалось, что нет на земле более красивого места, чем его родина. Со всех сторон деревня была окружена цветущими лугами, а родник в ней звенел очаровательно. Звучит песня "Родник” на слова поэта.

 

1 ведущий:

- В стихотворениях поэта звучат любовь к природе, забота о ней, восхищение красотой. Муса Джалиль призывает детей беречь окружающую среду, приумножать ее богатства, сажая цветы и деревья. А теперь послушайте стихотворения, посвященные природе.

1. "Осень”;
2. "Садовник”;
3. Песня "Праздник урожая”;
4. "Цветы”;
5. "Май”.

Учащиеся хором поют "Песня ручья”.

 

Песня ручья

Ручей поет, струится под горой,
В густой осоке исчезая вдруг.
Звенящей песней, сладостной водой
Поит он все живущее вокруг.
Земля цветет, испив его воды,
Купаются в нем ветки ивняка.
И соловьи поют на все лады – 
Их вдохновляет песня родника…
И я хотел бы
Жизненный свой путь
Со звонкой песней, как ручей, пройти,
Земли родимой орошая грудь,
Сердцам давая силу расцвести!

2 ведущий:

- В 1931 году М. Джалиль заканчивает литературный факультет Московского государственного университета. В 1934 году открывается студия Татарской оперы при Московской государственной консерватории. Муса Джалиль работает в литературном отделе этой студии. Затем он приезжает в Казань и продолжает работу руководителем литературного отдела Театра оперы, одновременно пишет либретту "Алтынчеч”. На основе этого литературно-музыкального произведения Н. Жиганов создает оперу.

Звучит отрывок из либретто "Алтынчеч”.

 

1 ведущий:

- Грабители рвутся в наш отчий дом,
Чтоб счастье отнять у страны родной,
Вставай, на край, на борьбу с врагом,
Мы в бурю вступаем, в последний бой!

1941 год. Начинается Великая Отечественная война. По зову Отчизны Муса Джалиль становится в ряды защитников Родины.

 2 ведущий:

- Война - это трагедия для всех. Мусе Джалилю было всего 35 лет, когда он уходил на войну. С женой Аминой они прожили только 7 лет. В книге "Муса Джалиль” (Казань, 1976) Амина Джалилова пишет: " В довоенные 7 лет, в самый творческий период Мусы мы жили очень дружно. Дочь Чулпан была самой большой радостью для нас обоих”. Уходя на войну, поэт, прощаясь с друзьями и близкими, пишет стихотворения "Разлука”, "Прощай, моя умница”.

"… Чтоб нашего счастья врагам не отдать, 
Тебя я покинул, родная…
Я – раненный – грудью вперед упаду,
Дорогу врагу преграждая.
Спокоен и радостен будет мой сон, 
Коль жизнь подарю я отчизне,
А сердце бессмертное в сердце твоем
Забьется, как билось при жизни
Прощай, моя умница. Этот привет
Я с ветром тебе посылаю,
Я сердце тебе посылаю свое,
Где пламя не меркнет, пылая”.

2 ведущий:

- Война не заставила поэта растеряться. Муса был внутренне готов к ней и буквально с первых же дней, еще не взяв в руки боевого оружия, начал сражаться с врагом пером поэта. Поэт глубоко возмущен посягательством фашистов на мирный труд людей к борьбе до последнего дыхания.

Учащиеся выходят на сцену и читают стихотворения:

1 "На память другу”
2 "След”
3 "Моей дочери Чулпан”.

 

1 ведущий:

- Летом 1942 года 2-я ударная армия, в рядах которой сражался поэт, была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. В одной из битв, прорываясь к своим, тяжело раненный М. Джалиль попадает в плен.

Учащиеся:

"Прости, Родина”.
2. "Другу”
3. "Не верь”.

Другу.

Не горюй, что рано умираем…
Мы не из тех, кто мог с пути свернуть!
Мы умираем на переднем крае,
Нас перед смертью не в чем упрекнуть.
Ведь жизнь не измеряется годами,
А в списках смерти – мало ли имен?
Но, может быть, и нашей крови пламя
Еще взойдет бессмертием знамен.
Я клятву дал – служить своей Отчизне,
Пока живая кровь гудит во мне.
Да если б ты имел и сотню жизней,
Ты разве их не отдал бы стране!..

2 ведущий:

- В конце 1942 года его переводят в Польшу, в польскую крепость Демблин. Фашисты развернули формирование так называемых "национальных легионов”. М. Джалиль организовал легион "Идель-Урал” и был духовной опорой советских солдат через свои патриотические стихотворения, призывающие к мужеству и верности.

Моабитская тюрьма. Стихи, созданные в Моабитской тюрьме, - не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия. Эту поэзию отличает подлинная внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа.

Моабитский цикл – это наивысшее достижение татарской поэзии периода Отечественной войны и одна из вершин всей многонациональной литературы.

 

1 ведущий:

Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечивающих ему широчайшую популярность и всемирную известность, - это ощущения подлинности чувств. Мы верим буквально каждому слову поэта, ощущаем ледяное дыхание смерти, стоявшей за его спиной. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу – все это воссоздано с поразительной, потрясающий душу силой.

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Учащиеся читают:

"Палачу”.
"Сила Джигита”.
"Не верь”.

 

Сила Джигита.

Всем сердцем соколиным, всей душой
Дав клятву верности народу,
Он на плечо повесил автомат,
Сел на коня, готов к походу.
И там, где он прошел, был ворог смят – 
Валились пушки, танки тлели.
Откуда эта сила и огонь
В его как будто слабом теле?
Как знамя, верность родине подняв,
Джигит прошел огонь и воду,
Не автоматом, не конем силен,
А клятвою своей народу.

2 ведущий:

- Вера поэта в светлое будущее была настолько сильной, что в самое накалённое время войны он пишет стихотворение (чтение стихотворений).

"Красная ромашка” и балладу
"Соловей и родник”.

 

1 ведущий:

- В стихотворениях М. Джалиля судьба поэта и судьба родины тесно переплетаются.

Образ матери проходит сквозной линией в его творчестве. "Мать”, "Молодая мать”, "Праздник матери”. В этих произведениях отражаются самые святые чувства, идущие из глубины души, великая любовь к матери.

1. "Молодая мать”.

2. "Праздник матери” - сценарий (представляются сценические эпизоды из жизни, творчества поэта).

На сцену выходит мать поэта.

Мать:

- Жду утром
И вечером жду
Выходит поэт.
Поэт: - Здравствуйте.
Мать: - Здравствуй, сынок!
Поэт: - Я не знаю, как вас величать.
Мать: Назови "бабушка Рахима”, сынок.
Поэт: - Нет, я не смею вас так просто называть.
Мать: - А ты сам кто, сынок?
Поэт: - Я пришел к Вам из будущего.
Мать: - Да. А что ты хотел, сынок?
Поэт: - Вы – мать, которая родила на свет Мусу Джалиля.
Мать: - Да, подарила ему жизнь, а теперь страдаю от тоски, не могу встретиться. Вырастают и теряются, вырастают и исчезают.
Поэт: - Ваши дети не потерялись, великая Мать!
Мать: - Не возвращаются ведь!
Поэт: - Живые служат Родине, а те, что ушли, оставили за собой яркий свет.
Мать: - А ты не знаешь, где мой сын Муса?
Поэт: - В душе народа. Вы ушли из жизни рановато, не успели увидеть, каких вершин достиг Муса.
Мать: - Спасибо за доброе слово, сынок. Передай спасибо за то, что не опозорил отца и мать перед Родиной.
Поэт: - Это вы его научили быть верным Родине.
Мать: - Я их напутствовала всего лишь красиво жить и быть хорошими. А быть верными Родине их научила Родина.

1 ведущий:

- В 1946 году разными сложными путями, через тернии в Казань возвращается первый цикл стихотворений "Моабитская тетрадь”. Путь еще сложнее проходит второй цикл "Моабитской тетради”. В 1947 году Андре Тиммерманс передает его через советского посла в Москву. Только в 1953 году стихотворения поэта выходят в свет. 2 февраля 1956 года М. Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. 22 апреля 1957 года Мусе Джалилю присуждается Ленинская премия за цикл стихотворений "Моабитская тетрадь”.

 

2 ведущий:

- Да, Джалиль – Герой Советского Союза, бесстрашный сын татарского народа, и еще не одно поколение будет гордиться им. Ему возведен памятник у стен Казанского Кремля, Татарский государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – украшение нашей столицы.

Музей – квартира на улице Горького привлекает к себе любителей творчества поэта и всегда бывает полон гостей.

Звучит песня "Мои песни”.

 

1 ведущий:

- 5 мая 1990 года джалильцы награждены орденом Отечественной войны I степени. Жизнь, превращенная в песню, творчество поэта вечно.

Муса Джалиль, подобно тысячелетнему дубу, будет на своем месте.
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело
Словно дуб тысячелетний.

2 ведущий:

"Народ, родивший такого великого поэта, как Муса Джалиль, велик”, - писал С. Вургун. Поэт – герой, прославивший Татарстан, привлекает к себе все больше и больше поклонников.

Звучит песня: "Я люблю тебя, Татарстан”.

 

2 ведущий:

- На этом заканчивается наша литературно-музыкальная композиция, посвященная Мусе Джалилю. Спасибо за внимание.

Материал из сайта: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/vneklassnye_meroprijatija/russkaja_literatura/literaturno_muzykalnaja_kompozicija_posvjashhennaja_muse_dzhalilju/42-1-0-1390

Подробнее